Уважаемые родители!
Мы рады видеть Вас на нашей страничке
- учитель-логопед: Тырышкина Надежда Викторовна
- учитель-логопед: Медведева Оксана Михайловна
- учитель-дефектолог: Пермина Лилия Анатольевна
- учитель-дефектолог: Асямова Анастасия Федоровна
В настоящее время в школе работает логопункт, в котором учителя-логопеды и учителя-дефектологи проводят коррекцию-развивающие занятия для учащихся.
Общаясь с родителями, часто приходится слышать: «А зачем нам идти к логопеду в школе? Мы все звуки говорим нормально», или «Зачем нам занятия с дефектологом?» Отвечаем на эти вопросы:
Кто же такой, этот логопед и чем он занимается?
Основные направления работы учителя-логопеда в школе - это коррекция нарушений устной и письменной речи, а также профилактика (предупреждение) нарушений чтения и письма, которые являются самыми распространенными формами речевой патологии у школьников.
Широко распространено мнение о том, что логопеды только «ставят» звуки, т.е. исправляют неправильное произношение. Это не совсем так. Глобальной целью логопедического воздействия является развитие всей речевой системы в целом, а именно:
- развитие связной речи
- накопление и совершенствование словаря
- развитие физического и речевого слуха
- развитие грамматической стороны речи
- обучение навыкам словообразования и словоизменения
- коррекция произношения.
В ходе работы решается ряд дополнительных задач:
- профилактика и исправление нарушений письма и чтения.
- развитие психических процессов (внимание, память, восприятие, мышление);
- формирование элементарных учебных навыков (уметь внимательно слушать преподавателя, быть понимаемым для воспитателей, целенаправленно и усидчиво выполнять поставленную задачу, адекватно оценивать результат своей работы и исправлять ошибки);
- формирование предпосылок обучения грамоте (обучение звуковому анализу слов, знакомство с понятиями «звук, слово, предложение», развитие мелкой моторики и пространственной ориентировки).
Речевые проблемы вызывают трудности усвоения тех или иных школьных предметов, что является наиболее частой причиной школьной дезадаптации, снижение учебной мотивации, возникающих в связи с этим отклонений в поведении.
Причины, вызывающие речевые нарушения, многозначны. Решить их быстро невозможно, но и делать вид, что их нет, тоже нельзя.
К таким детям нужен специальный подход, усиленное внимание. Им необходима помощь не только учителей, но и родителей! Только вместе мы сможем помочь вашим детям! Причем, помощь должна быть своевременная, квалифицированная, систематическая. Такой подход и осуществляется учителем-логопедом школы.
Какие ошибки должны насторожить родителей.
1. Смешение букв при чтении и письме по оптическому (зрительному) сходству: /б-д/, /п-т, Е-3, а-о, д-у/ и т.д.
2. Ошибки, связанные с нарушением произношения. Отсутствие звука или его замена отражается и на письме. Ребёнок пишет то, что говорит: /сапка/ - шапка, /теловек/ - человек, /вопата/ - лопата.
3. Смешение фонем по артикуляционному (произносительному) сходству. При этой форме дисграфии особенно тяжело детям даётся письмо под диктовку. Смешиваются гласные о-у, ё-ю, согласные р-л, й-ль, парные звонкие и глухие согласные, свистящие и шипящие звуки, звуки ч, ц, щ между собой и с другими фонемами. Например: /тубло/ (дупло), /лёбит/ (любит).
4. Мы часто радуемся, когда ребёнок бегло читает в дошкольном возрасте, а это при недостаточно сформированном звуковом восприятии может привести к ошибкам на письме: пропуск букв, слогов, не дописывание слов.
5. Много ошибок из-за неумения ребёнка передавать на письме мягкость согласных: /сольить/ (солить), /вьезёт/ (везёт).
6. Слитное написание предлогов и раздельное написание приставок также является одним из проявлений дисграфии: /Всаду вы росли чудесные розы / (в саду выросли чудесные розы).
Когда и зачем нужны логопедические занятия?
u Если ребёнок пришёл в первый класс с нарушенным звукопроизношением, процесс освоения им письма и чтения значительно усложняется.
u Дети, занимавшиеся в детском саду с логопедом, находятся под особым контролем у школьного учителя-логопеда, так как у этих детей, в первую очередь, могут возникнуть трудности с освоением письменной речи. Сообщите логопеду, если ваш ребёнок имел в прошлом недостатки звукопроизношения.
u Дополнительное внимание и контроль помогут предотвратить вероятные трудности.
u Уважаемые родители, обращаем ваше внимание, что к моменту поступления в школу предполагается, что проблемы, связанные со звукопроизношением вашего ребёнка, решены в дошкольный период.
u Если вы откладываете постановку звуков у вашего ребёнка до поступления в школу, так как там есть логопед, вы делаете большую ошибку.
u В начале учебного года первоклассники и другие ученики начальной школы проходят обследование у логопеда на основе нейролингвистических методик, которые помогают наиболее полно охватить все этапы речевого развития ребёнка.
u По результатам обследования на дополнительные занятия по развитию речи приглашаются ученики с выявленными трудностями в области фонетико-фонематического восприятия, с трудностями в области словообразования, словарного запаса, а также в области связной речи.
Так кто же такой, этот дефектолог?
Дефектолог - это специалист, который занимается изучением, обучением, воспитанием и социализацией детей с ограниченными возможностями здоровья. Так же учитель-дефектолог занимается с детьми, испытывающими трудности в усвоении учебной программы. Работа учителя-дефектолога заключается в умственном развитии ребенка и развитии его познавательных способностей.
Профессия дефектолога находится на стыке медицины и педагогики и включает в себя множество направлений: сурдопедагог (работает со слабослышащими детьми), олигофренопедагог (с недостатками умственного развития), тифлопедагог (с недостатками зрения), логопед (с речевыми нарушениями).
Задачи учителя-дефектолога
Работа дефектолога начинается с диагностики. Диагностика осуществляется только по запросу педагогов и родителей.
Параллельно с диагностикой выявляются те трудности и проблемы, которые могут возникнуть у ребенка, если вовремя не скоррегировать нарушение.
На основании проведенной диагностики и выявления ближайшей зоны развития ребенка составляется коррекционно-развивающая программа на каждого ребенка или на группу детей.
Затем уже осуществляется сам коррекционный процесс, который осуществляется в проведении групповых, подгрупповых и индивидуальных занятий.
Параллельно с коррекцией осуществляется динамическое наблюдение за всем учебным процессом ребенка, причем не только на дефектологических занятиях.
А так же идет консультация педагогов и родителей по интересующим вопросам.
Целью работы дефектолога является коррекция пробелов в развитии.
Работа учителя-дефектолога содержит несколько направлений. Коррекционная работа разделена на блоки.
Блоки коррекционной работы
1 блок «Развитие психомоторики и сенсорных процессов». Это очень большой блок, основным направлением из которого является развитие мелкой моторики. Ведь как известно, если не развита мелкая моторика, возникают трудности с письмом, если есть трудности с письмом, то есть и трудности со связной речью.
2 блок «Формирование пространственно-временных отношений». Здесь изучаются не только такие понятия, как «право и лево», но и такие как «правый верхний угол», «левый нижний угол», «2-х мерное и 3-мерное пространство». При недоразвитии этого направления могут возникнуть проблемы с чтением и письмом.
3 блок «Умственное развитие». Тоже очень большое направление, в котором корригируются высшие психические функции, такие как внимание, восприятие, память, мышление.
4 блок «Нормализация ведущей деятельности возраста». Как известно у учащихся ведущей деятельностью возраста является - учебная. К сожалению, не у всех детей она ведущая, особенно у учащихся начальной школы и у учащихся, обучающихся по адаптированным программам. У них, как правило, очень долгое время ведущей деятельностью является - игровая.
5 блок «Формирование представлений о предметах и явлениях». В этом направлении корригируются те проблемы, которые возникли в связи с пробелами в предшествующем развитии. Например, ребенок не ходил в детский сад, а ведь в этом возрасте формируются такие представления как цвет, форма, размер и др. Это очень важное направление, ведь оно является предпосылкой развития математических навыков.
6 блок «Обогащение словаря и развитие связной речи». Название этого направления говорит само за себя и конечно, оно больше относится к логопедам, но и дефектолог не должен обходить его стороной.
7 блок «Готовность к восприятию учебного материала». Это блок направлен в основном на учащихся 1-го класса. Он помогает им подготовиться к изучению большого количества нового учебного материала. В результате коррекции по данному направлению у учащихся формируются те знания и умения, которые помогают усвоить им учебный материал.
Учитель-логопед это не учитель русского языка, а учитель-дефектолог не учит детей математике или русскому языку, хотя данные занятия осуществляются в коррекционном процессе.
На своих занятиях, специалисты, прежде всего, корригирую причину возникших трудностей, вследствие чего и происходит коррекция нарушенных функций.
Например, из-за несформированности пространственных представлений вытекают трудности письма, чтения. Их можно компенсировать как работой, направленной непосредственно на формирование чтения и письма, чем и занимается учитель-логопед, а так же и развитием пространственных представлений у ребенка, чем и занимается учитель-дефектолог.
Логопеды и дефектологи ведут подгрупповые и индивидуальные занятия 1-2 раза в неделю в зависимости от рекомендаций.
Занятия длятся от 30 до 40 минут. Необходимость в дальнейшем обучении с учителем-логопедом и/или учителем дефектологом определяется в результате дополнительного обследования в конце учебного года.
С учащимися с ограниченными возможностями здоровья и имеющими рекомендации центральной психолого-медико-педагогической комиссии (ЦПМПК) занятия ведутся с 1 по 9 класс (при наличии заключения и предоставления его копии специалистам и администрации школы).
За консультацией вы можете обратиться в здание начальной школы (ул. Ленина 79), кабинет 102 .